ГлавнаяПриложение • Военный моряк

Военный моряк

Рубрика: Приложение

В конце 1949 года Кусто и члены его команды воспользовались масштабным сокращением вооруженных сил Франции и подали рапорты об отставке. Они были уволены из армии и стали гражданскими людьми. Этим шагом Жак-Ив хотел обрести свободу для своих собственных исследований. К тому же ему было уже под сорок лет, возраст, в котором в отставку уходят многие морские офицеры, которые "не стремятся стать адмиралами".

Любопытная деталь - мы воспринимаем Кусто как свободного учёного, путешественника, исследователя морей. А он был, прежде всего, военным моряком, отдавшим французскому флоту всю молодость и почти половину жизни. И это многое объясняет - его железную волю, его умение руководить коллективом неординарных людей, его умением быстро и безошибочно принимать решения. Члены его экспедиций называли Жака-Ива "капитан Кусто" или просто - Командор.

Сразу после увольнения Кусто понял, что ему необходимо собственное исследовательское судно. Только в этом случае он мог бы заниматься изысканиями без оглядки на мнение военного ведомства. Со своими размышлениями Кусто обратился к Андре Оньяку, директору военной верфи в Антибе. Прикинув различные варианты, Кусто обнаружил, что его личных средств на покупку даже самого небольшого мореходного судна явно не хватит. Тогда Оньяк посоветовал ему обратиться к владельцу знаменитой на весь мир пивной компании Томасу Лоэлу Гиннесу.

Эта история много лет была окутана покровом таинственности. Все знали, что судно "Калипсо", по сути, подарено Кусто неким богатым меценатом. Но кем именно?

Жак-Ив добился аудиенции у Гиннеса. Тот выслушал Кусто и сказал, что готов ему помочь. Но при выполнении ряда условий. Это судно не должно быть очень дорогим и роскошным. Оно не перейдёт в собственность Кусто, а будет лишь использовано им на условиях неограниченной по времени аренды. Плата за аренду? Сугубо символическая - один франк в год… Далее - имени мецената узнать никто не должен, по крайней мере, пока живы Гиннес и Кусто. И наконец, Кусто больше… никогда не обратиться с какими-либо просьбами к Гиннесу.

Все выдвинутые Гиннесом условия легко понять и объяснить. Благодаря своему приятелю Оньяку Гиннес прекрасно знал об исследованиях Кусто и о его чудесном акваланге. И был не против помочь талантливому человеку. Но при этом он не желал спонсировать прогулочное судно, которое могло бы использоваться в коммерческих целях или для услады счастливого получателя помощи мецената. Не хотел Гиннес и того, чтобы Кусто без конца обращался к нему за помощью в снаряжении экспедиций. В то же время форма аренды устраняла какую-либо зависимость Кусто от дарителя - судно формально принадлежало Гиннесу. Наконец, Томас Гиннес не собирался одаривать всех талантливых учёных и исследователей, которые в случае огласки сделки хлынули бы к нему нескончаемым потоком.

Имя мецената было раскрыто только после кончины Командора и с согласия наследников Гиннеса.

Встреча Кусто и Гиннеса состоялась на острове Гоцо близ Мальты, где миллионер отдыхал после праведных трудов. Когда все бумаги были подписаны и Кусто уже собрался покинуть Гиннеса (чтобы никогда с ним больше не встретиться), Жак-Ив спросил:

- Какое судно я могу выбрать?

- Любое, - ответил Гиннес. - Загляните на здешнюю базу английского флота.

На следующее утро Кусто поднялся на борт автомобильного парома BYMS-2026 , чтобы добраться до Мальты. Осмотрел корабль. Потом отыскал капитана и спросил, как ему это судёнышко. Капитан сказал, что это минный тральщик американской постройки. Судно хорошее, мореходное и достаточно надёжное.

- Тогда я его куплю, - заявил Кусто.

Капитан не понял, шутит этот худощавый француз или говорит всерьёз. Но спустя несколько дней паром BYMS-2026 был выведен из эксплуатации и отправлен на мальтийскую верфь для переоборудования.

Перестройка судна заняла около месяца. Корабль был в прекрасном состоянии. Выпущенный 21 марта 1942 года в Сиэтле, этот минный тральщик 1 класса не принимал участия в боевых действиях, а потому не имел никаких повреждений. Оснащённый мощным дизелем, корабль управлялся командой из 12 человек. Кусто заказал постройку каюты ещё на 10 человек, просторной кают-компании и специального помещения в носу ниже ватерлинии, оснащённого иллюминатором для подводных наблюдений.

Корабль получил название "Калипсо" - по имени нимфы, персонажа древнегреческой мифологии, связанного с островом Гоцо.

О "Калипсо" обычно пишут - "старый минный тральщик". Но судно как раз было новым - ему к тому времени едва исполнилось восемь лет, что для морского корабля возраст "детский". Другое дело что понадобились серьёзные переделки, которые продолжались два десятилетия. Обычно любая перестройка корабля происходила во время плановых ремонтов - когда "Калипсо" загоняли в док для ревизии корпуса, окраски, замены изношенных узлов. На судне появилась вертолётная площадка, трюм для подводной лодки, кран для спуска на воду лодок и подводных мотоциклов (транспортных средств подводников, представляющих собой компактные подводные транспортёры). Появилась корабельная кинолаборатория.

Самая серьёзная переделка - установка в носовой части бокса для подводных наблюдений. Этот бокс был расположен на три метра ниже ватерлинии и теоретически ослаблял конструкцию корпуса корабля. Но инженеры группы Кусто просчитали всё до мелочей. И "Калипсо" не подвела своих хозяев ни разу. Даже во время тяжёлого столкновения с айсбергом в Антарктике корпус судна удар выдержал. "Калипсо" своим ходом добралась до дока, в котором и были устранены все повреждения.

"Калипсо" стала настоящим плавучим домом команды Кусто. Командор обожал это судёнышко. И одним из первых усовершенствований корабля стали установка удобного камбуза и большой цистерны для вина. Жак-Ив всегда заботился о комфорте своей команды. Путешествия должны были стать не только эффективными с научной точки зрения, но ещё и доставлять удовольствие.

Чтобы представить себе устройство "Калипсо", приведём технические параметры судна и его схему.

Длина судна 47 метров. Ширина 7,7 метра. Водоизмещение 360 тонн. Дальность автономного плавания (запас хода и жизнеобеспечения) 5000 морских миль или 9260 километров. Экипаж 12 человек, плюс 10 членов экспедиционной команды - общая вместимость 22 человека. Силовая установка - два дизельных двигателя по 500 лошадиных сил каждый.

Еще по теме: