ГлавнаяПодводное царство • "Мишель Сеи"

"Мишель Сеи"

Рубрика: Подводное царство

Около носовой части "Мишеля Сеи" толпилось еще не виданное нами количество рыбы. Обитатели дна группировались по видам, словно специально напоказ для ихтиолога; над ними ходили косяками плавучие жители моря. Диди подобрал на "Сеи" бронзовый судовой фонарь и бинокль.
Сколько мы ни искали вокруг "Мишеля Сеи", нам не удавалось обнаружить никакого следа "Виль де Гра". Мы регулярно возвращались на это место, и с годами "Мишель Сеи" таял буквально у нас на глазах. "Виль де Гра" оставался наименее достоверным пунктом в репертуаре Мавропойнтиса, а сам хранитель морских преданий умер, так и не рассказав, где покоится эмигрантский корабль.
Но вот в 1949 году мы проходили как то раз через этот район на "Эли Монье", и тут эхолот обнаружил на дне какое то массивное образование неподалеку от "Мишеля Сеи". Диди поспешно натянул на себя "сбрую" и стремительно нырнул, словно голодный дельфин.
Море в этом месте было очень глубокое. Очутившись на мягкой песчаной равнине, Дюма увидел впереди что то темное. Он подплыл поближе, и его глазам открылось необычайное зрелище: два громадных, покрытых курчавой зеленью гребных колеса стояли торчком на дне. Между ними лежала большая паровая машина. Голые ребра, торчавшие из песка, обозначали линию, где когда то проходил борт судна. От второго борта вообще ничего не осталось, зато валялись сотни пустых баночек из под косметических изделий. Дюма нашел небольшую медную кастрюлю и несколько бутылок. Его наручный глубиномер показывал пятьдесят пять метров (сто восемьдесят один фут). Старик Мавропойнтис сказал правду: глубина точно соответствовала его указаниям. Диди убедился, что раскапывать эту развалину бесполезно. Между тем дыхательный шланг начал протекать, и Дюма наглотался смеси соленой воды и сжатого воздуха. Подобрав одну баночку и бутылку, он двинулся обратно. На пути к поверхности сжатый воздух у него в желудке стал расширяться. Диди вынырнул из царства золота с раздувшимся животом и ближайшие три часа то и дело громко рыгал, как после роскошного китайского обеда.
Огюст Марцеллин, тот самый, который с такой го товностью поддержал наши первые шаги на поприще изучения затонувших судов, передал Дюма срочный подряд на розыски подводных кладов. Он сообщил, что получил правительственное разрешение на обследование четырех торговых судов, затонувших около города Пор Вендр, недалеко от испанской границы: "Сомюр", "Сен Люсьен", "Л'Алис Робер" и "Л'Астре". Все они были торпедированы в 1944 году французской подлодкой, когда возвращались из Испании. По имевшимся сведениям, они везли немцам груз вольфрама стоимостью около миллиона долларов. "Я думаю закупить эти суда, - объяснил Марцеллин, - но хотел бы знать наверное характер их груза. Возьмешься проверить, Диди?" Дюма был весьма польщен тем, что Огюст Марцеллин отдает ему предпочтение перед своими испытанными водолазами, и немедленно собрался в путь, забрав свои деревянные ящики с аквалангом.
В Пор Вендре он обошел все кабачки, опрашивая моряков, рыбаков, служащих и кабатчиков. На этот раз, в виде исключения, все рассказы о гибели названных судов до удивления совпадали. Подводная лодка, поддерживавшая связь с разведывательной сетью союзников в Испании, укрылась под скалами Медвежьего мыса, у самого входа в гавань. Как раз над ней располагались немецкие береговые батареи, но лодка пробралась настолько близко, что оказалась вне зоны обстрела. Командир подлодки действовал наверняка. Заняв боевую позицию, он потопил все четыре судна с вольфрамом по мере их появления в водах Пор Вендра.
Местные ныряльщики обследовали "Л'Алис Робер" и установили, что ее трюмы пусты. "Л'Астре" был торпедирован ночью; где именно - никто не знал. Зато не было, казалось, человека в Пор Вендре, который не видел бы, как пошел ко дну у входа в гавань "Сомюр", пораженный двумя торпедами.

Еще по теме: